Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Программа_Театрализация_п

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
« Детский сад № 151 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением физического развития воспитанников «Солнышко» г. Орска»

Подписано цифровой подписью: Г.В.Баисова
Принято на заседании
Педагогического совета №5
От «31» мая 2022 г.

Утверждаю:
Заведующий МДОАУ №151
__________Баисова Г.В.

Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Театрализация»
Срок реализации: с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г.

Автор-составитель:
Воспитатель Шурюкова А.К.

Орск, 2022 г.
1

Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………….3
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
характеристики развития детей раннего и дошкольного возраста
1.1.4. Планируемые результаты освоения программы…………………………5
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание образовательной деятельности ….………………………………….7
2.2. Описание форм, способов, методов и средств
реализации Программы
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы ...……………………8
2.4 Взаимодействие с семьями обучающихся………………………………………8
2.5 Учебно – тематический план………………………………………………………9
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация деятельности обучающихся …………………………………………18
3.2 Материально-техническое оснащение, оборудование………………………….18
3.3 Режим работы……………………………………………………………………...18
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..19

2

I.Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

− Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года с изменениями.
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196" Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196"
− Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. № 1441 «Об утверждении
правил оказания платных образовательных услуг»
− Приказом Министерства образования и науки России №1155 от 17.10.2013№1155 «Об
утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г.
N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры
для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)"
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2
«О утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. № 1155 Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
− Устав ОО. Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 13.10.2017 г. №
3212-1.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он
позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные
с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением
вербальным и невербальным видам общения);
воспитанием воли, развитием памяти,
воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного
эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать
происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает
ребенка, повышает его уверенность в себе. Учитывая увеличение числа замкнутых и
неуверенных в себе детей, назрела необходимость оказания помощи в преодолении
неуверенности, обучению общения со сверстниками и взрослыми. Для этого был создан
3

театральный кружок, где как нельзя лучше раскрываются все способности детей. Здесь
главной задачей становится создание между взрослыми и детьми отношения доброты,
сердечности и любви. В процессе театральной деятельности обнажаются и решаются
психологические проблемы ребенка, находится решение выхода из тупиковой ситуации на
примере образных персонажей. Главное, театр раскрывает духовный и творческий
потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Именно поэтому наш коллектив выбрал, как основное направление дополнительного
образования по художественно-эстетическому развитию воспитанников - развитие
творческих способностей детей средствами театрального искусства.
1.1.1. Цели и задачи Программы
 Цель программы – раскрытие творческого и духовного потенциала ребенка, для
успешной адаптации его в социальной среде, посредством театрализованной
деятельности.
 Основные задачи программы:
 Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
 Снимать зажатость и скованность;
 Развивать эмоциональную отзывчивость, креативность;
 Развивать бережное отношения к игрушкам, театральным куклам;
 Формировать социально-личностные качества, коммуникативность;
 Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность;
 Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря,
формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого
произношения слов;
 Последовательно знакомить детей с различными видами театра.
 Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства,
Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные
эмоции;
 Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
Программа определяет важнейшие дидактические принципы организации
театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:
Принцип психологической комфортности.
Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие
стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости,
получение удовольствия от самой деятельности.
Принцип творчества.
Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного
опыта творческой деятельности.
Принцип целостного представления о мире.
Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в
своей практической деятельности.
Принцип вариантности.
Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.
4

Принцип систематичности и последовательности:
постановка «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного
к малоизвестному и незнакомому».
Принцип цикличности:
построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и
расширением от возраста к возрасту;
Принцип развивающего характера художественного образования.
Принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественнотворческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и
индивидуальных способностей.
Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы
отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
Примерная структура занятия по театрализованной деятельности:
А) ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию
умения владеть своим телом;
Б) речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:
В) упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с
использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;
Г) упражнения на мимику и жесты;
Д) этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;
Е) поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера
и т.д.;
Ж) уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.
Все части занятия могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит и от
возрастной группы детей, времени года (начало, середина или коней учебного года) и,
главное, от задач, которые ставит педагог.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики развития детей дошкольного возраста.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и
передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание
музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин,
близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над
развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок,
потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с
литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки
спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной
жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит
материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема
работы.
Программа обучения рассчитана на детей 2- 4 лет, наполненность группы — 12 15 человек, поскольку придется много работать индивидуально.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10-15 минут.
5

Возрастные особенности обучающихся
Возрастная характеристика детей 2-3 лет
Социально-коммуникативное развитие
У 2 летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них
характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями
ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм
сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют
местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам». Для детей
3-х летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным
состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и
произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда,
начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем
и полом. Ранний возраст завершается кризисом
3-х лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство,
негативизм, нарушение общения со взрослыми и др.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно
играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Они
совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются
действия с предметами - заместителями. Для детей 3х летнего возраста игра рядом. В
игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль
осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий;
воображаемую ситуацию удерживает взрослый.
Познавательное развитие.
В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет
для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но
воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает
взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают
взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений.
Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и
различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к
различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что
значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое
внимание на каком-либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса
к объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания - очень
трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень
невелик - один предмет. Память проявляется главным образом в узнавании
воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при
этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем
наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления
становится наглядно-действенная.
Речевое развитие.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться
понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное
значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная
речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры,
пытаются
строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют
практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. К концу 3го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, дети
воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Художественно-эстетическое развитие
6

В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности
является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение
изобразить какой-либо предмет.
Но, естественно, сначала у него ничего не
получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые
предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - и
отходящих от нее линий.
В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать
музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения.
Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.
Физическое развитие
Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия
с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки. Детям этого возраста
непросто управлять своими движениями. Центр тяжести у них расположен выше, чем у
взрослых. Большая часть веса приходится на верхнюю половину тела. Поэтому они
быстрее теряют равновесие, им сложно остановиться на бегу или поймать большой мяч и
не упасть. Способность совершать движения большой амплитуды: бегать, прыгать,
бросать предметы развивается быстрее. Это - так называемая грубая моторика. Развитие
мелкой моторики, то есть способности совершать точные движения мелкой амплитуды
кистями рук и пальцами (пользоваться вилкой и ложкой, управляться с карандашом и т.д.)
- происходит медленнее.
Возрастная характеристика, контингента детей 3-4 лет.
Социально-коммуникативное развитие
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он
проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению
и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии,
которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок
испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко
выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для
налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды,
мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою
половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика
ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем
желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть
посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого
года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью,
неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные
игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не
называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает
взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания
простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий
ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая
цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают
воображаемую ситуацию.
Познавательное развитие.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и
средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует
по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и
словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно
новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической
деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает
7

название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по
величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.)
ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к
осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают
играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный,
пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3
слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные
отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один,
наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в
целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не
умеет прослеживать.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных
построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не
отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.
Речевое развитие
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым,
неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает
новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое
сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период
ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой
стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного
господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к
использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Овладение
родным
языком
характеризуется
использованием
основных
грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д.,
хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны
дефекты звукопроизношения.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности
(цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного
и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и
слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В
3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны,
предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали,
у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу
изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития
моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством
взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких
мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых
геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы
декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных
частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание
слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4
годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных
произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы,
петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает
элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах
(барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических
и художественных способностей.
8

Физическое развитие
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег,
лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия
движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах
деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со
своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным
воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам
ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны;
ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по
одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности
стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при
этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
3-4-х летний
ребенок
владеет
элементарными
гигиеническими
навыками
самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки,
игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает
спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой;
умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в
одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
1.1.4. Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения Программы в первый год обучения
(возраст детей 2-3 года)
Ребёнок:
- ориентируется в групповой комнате и в музыкальном зале;
- умеет строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
- сочиняет сказку с помощью взрослого, используя для этой цели кукол настольного
театра;
- использует импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо
знакомых сказках;
- передает эмоции мимикой, позой, жестами, движением;
- управляет куклами настольного театра;
- проявляет инициативу и самостоятельность в играх с театральными куклами.
Планируемые результаты освоения Программы во второй год обучения
(возраст детей 3-4 года)
Ребёнок:
- ориентируется в групповой комнате и в музыкальном зале;
- умеет строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
- сочиняет сказку с помощью взрослого, используя для этой цели кукол настольного
театра;
- использует импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо
знакомых сказках;
- передает эмоции мимикой, позой, жестами, движением;
- управляет куклами настольного театра;
- проявляет инициативу и самостоятельность в играх с театральными куклами.
9

- с уважением относится к труду взрослых и детей, бережно обращается с
игрушками, куклами, костюмами, декорациями:
- употребляет в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
- правильно произносит все звуки;
- использует интонационно - выразительную речь и песенное исполнение;
- у ребенка развивается зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазия, воображение, образное мышление;
- активно участвует в праздниках и развлечениях.

II. Содержательный раздел Программы
2.1. Содержание образовательной деятельности
Организация образовательной деятельности:

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития
ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные
области):







социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Содержание занятий программы «Театрализация» составлено с учётом возрастных
особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого
к сложному.
Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 12 - 15 человек.
Программа разделена курсами на 2 года обучения, каждый из которых имеет свои
особенности.
Содержание программы включает восемь основных направлений:
1 — основы кукловождения.
2 — основы кукольного театра.
3 — основы актерского мастерства.
4 — основные принципы драматизации.
5 — самостоятельная театральная деятельность.
6 — театральная азбука.
10

7 — проведение праздников.
8 — проведение досугов и развлечений.
Примерная структура занятия по театрализованной деятельности:
А) ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию
умения владеть своим телом;
Б) речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:
В) упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с
использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;
Г) упражнения на мимику и жесты;
Д) этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;
Е) поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера
и т.д.;
Ж) уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.
Все части занятия могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит и от
возрастной группы детей, времени года (начало, середина или коней учебного года) и,
главное, от задач, которые ставит педагог.
Интеграция Программы с основными направлениями развития
Образовательная
Задачи
область
«Социально Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение
коммуникативное к игрушкам, куклам, костюмам, декорациям. Формировать умение
развитие»
передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции.
Обучать детей адекватному, эмоциональному реагированию:
пониманию эмоционального состояния другого человека и умению
выразить свое. Воспитывать гуманные чувства детей. Развивать
стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять
внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников
и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в
трудную минуту.
«Речевое развитие» Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь,
формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и
четкого произношения слов.
Активизировать словарь детей,
употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы,
наречия, предлоги. Закреплять правильное произношение всех звуков.
Совершенствовать интонационную выразительность речи и песенного
исполнения. Учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в
инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую
формы речи. Совершенствовать умение связно и выразительно
пересказывать сказки, рассказы без помощи педагога. Поддерживать
попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы,
используя кукол.
«Художественно – Развивать и совершенствовать исполнительские умения детей в
эстетическое
создании художественного образа, используя для этой цели игровые,
развитие»
песенные и танцевальные импровизации.
Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в
жанре песни, марша, танца для создания образа персонажа кукольного
и драматического спектаклей. Поощрять стремление детей подбирать
11

знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые
импровизации с куклами. Воспитывать желание играть с театральными
куклами. Развивать умение использовать песенные, танцевальные,
игровые импровизации в самостоятельной деятельности. Поддерживать
желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях кружка и в
самостоятельной деятельности.
Поддерживать желание детей
активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и
навыки, приобретенные на занятиях кружка и в самостоятельной
деятельности.
«Познавательное Расширять представления детей об окружающей действительности.
развитие»
Уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях,
окружающих их. Уметь определять существенные признаки предметов.
Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале,
помещении детского сада. Развивать память, внимание, мышление
детей.
«Физическое
Стимулировать желание искать выразительные средства для создания
развитие»
игрового образа персонажа, пользуясь для этого движениями. Развивать
творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроения,
характер музыки пластикой своего тела.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими
особенностями этапов дошкольного детства. Способствует реализации новых форм
общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям
взаимодействия с семьей.
Содержание программы предусмотрено осуществлять через организацию совместной
деятельности с детьми и самостоятельной деятельности.
Формы организации театрализованной деятельности:
 кружковые занятия;
 совместная театральная деятельность взрослых и детей;
 самостоятельная театрально-художественная деятельность;
 театрализованная игра на праздниках, развлечениях;
 посещение детьми театров совместно с родителями;
 театрализованные игры-спектакли.
В совместной деятельности ребёнка и взрослого программой
использование следующих способов и методов работы:

предусмотрено

 развивающие игры;
 чтение художественной литературы;
 упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
 упражнение на выражение различных эмоций, отдельных черт характера;
12

 знакомство с составляющими различных видов кукол;
 показ технологии изготовления различных видов кукол;
 упражнения на развитие сценической речи;
 просмотр репродукций, фотографий, видеоматериалов;
 анализ музыкального или художественного произведения;
 игры-импровизации;
 игры-драматизации;
 инсценировка песен;
 театральные этюды;
 изготовление декораций, ширмы;
 изготовление кукол;
 изготовление элементов костюма;
 обучение приемам кукловождения;
 сочинение песенок;
 сочинение сказок.
Предполагается индивидуальная, подгрупповая, групповая формы организации
работы с детьми.
При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в
Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и
деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе больше
времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто
время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной
детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям,
занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных
замыслов или в использовании новых приемов. Возможно так же в это время
и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и
деятельности.
Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе
различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально
создаваться для решения какой-либо образовательной задачи. Такие ситуации специально
организуются, планируются, для них готовится материал, продумывается место и время
их создания (организации). Иначе говоря, это «прямые» образовательные
ситуации (например, ситуации которые раньше организовывались как занятия). Основная
цель и задача педагога в таких ситуациях – образовательная: развитие у детей
познавательных и творческих способностей, психических качеств, сообщение им знаний,
создание условий для овладения детьми определенными действиями.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать ряд общих
требований:
- развивать активный интерес детей к созданию поделок, стремление к получению новых
знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению
знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

13

- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно
выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества,
поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих
небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий,
подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению
инициативы и творчества.

2.4. Взаимодействие с семьями обучающихся.
Организация работы с семьей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и
взаимопомощи. С целью расширения информационного поля и компетентности родителей
организуются следующие формы сотрудничества:
-индивидуальные беседы и консультации;
-презентации продуктов детской деятельности (видео-презентации, фото-выставки);
-организация «дней открытых дверей» (по желанию педагога и запросам родителей);
-организация итоговых мероприятий (в конце полугодия).

14

2.5. Учебно - тематические планы
2.5.1. Учебно - тематический план первого года обучение ( для детей 2-3 лет)
Месяц

№

Раздел

Тема занятий

Сентябрь

1,2

Беседы

«Давайте
познакомимся»

3,4

Театральная игра

«Для деда, для бабы
курочка Ряба яичко
снесла золотое»

5,6

Театр Рукавичка

«Мы не просто
ребятки, а ребятки –
цыплятки»

7,8

Театральная игра

«Курочка Ряба»
(Игра –
драматизация)

Цель
Формировать у детей живой интерес к
театрализованной игре, желание участвовать в
общем действии и использовать все
окружающее пространство; побуждать детей к
активному общению, развивать речь и умение
строить диалог.
Стимулировать эмоциональное восприятие
детьми театрализованной игры и активное
участие в ней; развивать двигательную
активность детей.
Развивать интерес к сценическому искусству.
Учить строить диалог.

Развивать интерес играм драматизациям,
поддерживать бодрое, радостное настроение.
Поощрять доброжелательное отношение друг к
другу.

Содержание деятельности,
необходимое оборудование
Знакомство с театральным
оборудованием

Рассказ и показ сказки
«Курочка Ряба», беседа по
содержанию сказки. Русская
народная сказка «Курочка
Ряба».
Пересказ сказки с
использованием перчаточного
театра. Подвижная игра
«Курочка и цыплята». Русская
народная сказка «Курочка
Ряба».
Разыгрывание русской
народной сказки «Курочка
Ряба». Элементы костюмов:
курочка – шапочка, дед –
шляпа, баба – платок, мышка –
шапочка с ушами. Русская
народная сказка «Курочка
Ряба».
15

Октябрь

Ноябрь

9,10

Плоскостной
театр

«Цыпленок»

11,12

Кукольный театр

«Маша и медведь»

13,14

Беседы

15,16

Театральная игра

«Забыла девочка
котенка покормить,
не мог он
вспомнить, как
покушать
попросить»
«Игровая викторина
по стихам А. Барто»

17,18

Кукольный театр

«Выросла репка
большая –
пребольшая»

19,20

Театральная игра

21,22

Беседы

«К дедушке все
прибегали, тянуть
репку помогали»
«Основы
театральной
культуры»

Развивать умение детей быть
доброжелательным зрителем, досмотреть и
дослушать до конца, похлопать в ладоши,
сказать спасибо «артистам».
Вызвать интерес и желание играть с
музыкальными игрушками; побуждать детей
импровизировать простейшие танцевальные
движения. Вырабатывать умение следить за
развитием действия в кукольном спектакле.
Учить отождествлять себя с театральным
персонажем; развивать внимательность; учить
сочетать движения и речь.

К.Чуковский «Цыпленок».
Картинки для фланелеграфа.

Развивать имитационные навыки; развивать
фантазию, эмоциональную память;
воспитывать дружелюбные отношения в игре;
продолжать работу над интонационной
выразительностью речи детей и их умение
имитировать движения персонажей
театрального действия.
Развивать интерес и бережное отношение к
игрушкам. Продолжать знакомить детей с
приемами вождения настольных кукол.
Формировать умение следить за развитием
действия в кукольном спектакле.
Развивать интерес к играм драматизациям.
Побуждать детей активно включаться в игру –
драматизацию.
Развивать интерес к сценическому искусству.
Знакомить детей с видами театрального
искусства (кукольный театр).

А.Барто «Игрушки»,
прибаутки: «Сорока-сорока»,
«Как у нашего-то Вани».
Драматизация стихов А.Барто
«Игрушки», прибауток.

Русская народная сказка «Маша
и медведь». Настольный
кукольный театр.
Беседа по потешкам, их
разыгрывание. Пляска с
игрушками.
Мягкая игрушка – котенок,
игрушки.

Русская народная сказка
«Репка». Разыгрывание
спектакля «Репка».
«Репка». Разыгрывание
русской народной сказки
«Репка». Элементы костюмов.
Словесные игры «Давайте
познакомимся»;
«Мы пришли в театр»
16

Декабрь

Январь

23,24

Работа над
этюдами

«Желтый маленький
комочек,
любопытный оченьочень»

Развивать способность детей понимать
состояние другого человека и уметь адекватно
выразить свое. Поощрять участие детей в
театрально-игровой деятельности.

25,26

Работа над
этюдами

«Быстро времечко
пройдёт, и
Цыпленок
подрастет»

Продолжать учить слушать сказки, развивать
ассоциативное мышление; развивать
исполнительское умение через подражание
повадкам животных, их движениям и голосу;
воспитывать любовь к животным и желание
ими любоваться.

27,28

Театральная игра

«Волшебный
сундучок»

29,30

Работа над
этюдами

« Встали детки в
кружок –
закружились как
снежок»

31,32

Пальчиковые
игры

33,34

Театральная игра

Самостоятельная
игровая
деятельность
«У Снегурки Новый
год» (Игра –
драматизация)

Развивать способность детей понимать
состояние другого человека и уметь адекватно
выразить свое. Поощрять участие детей в
театрально-игровой деятельности. Развивать
речь.
Продолжать учить детей импровизировать под
музыку; развивать фантазию, ассоциативное
мышление; формировать эстетическое
восприятие природы; развивать память
физических ощущений.
Побуждать детей играть куклами настольного
театра, помогая им в самостоятельной игровой
деятельности.
Продолжать работу по обучению детей
приемам кукловождения (настольный театр).
Познакомить ребят со сказкой «У Снегурки
Новый год», разыграть с ними спектакль.
Побудить малышей принять участие в
хороводе.

К.Чуковский «Цыпленок».
Отгадывание загадки.
Имитационные упражнения.
Знакомство со сказкой
К.Чуковского «Цыпленок».
Подвижная игра «курочкахохлатка».
К.Чуковский «Цыпленок».
Рассказывание сказки
К.Чуковского «Цыпленок»
вместе с детьми. Беседа по
содержанию. Имитационные
упражнения.
Отгадывание загадок. Ряжение.
Имитационные упражнения
«Изобрази героя».
Репертуар по желанию детей

Куклы пальчикового театра по
желанию детей
Потешки: «Я серый волк», «Кто
у нас хороший?». Игрушка –
волк. Шапочки-маски
персонажей «У Снегурки
Новый год».
17

Февраль

35,36

Театр картинок

«Петушок наш не
поет»

Поощрять участие детей в театрально-игровой
деятельности. Формировать умение
движениями разыграть потешку. Побудить
сочинять сказки с помощью педагога и
разыгрывать их с куклами.

37,38

Работа над
этюдами

«Угадай-ка»

Развивать способность детей понимать
состояние другого человека и уметь адекватно
выразить свое. Развивать речь.

39,40

Театральная игра

«Сказочка о глупом
мышонке»

41,42

Плоскостной
театр

«Почему плакал
котенок?»

Побуждать детей к активному участию в
театральной игре; учить четко, проговаривать
слова, сочетая движение и речь; учить
эмоционально, воспринимать сказку,
внимательно относиться к образному слову и
фразы из текста.
Развивать умение детей быть
доброжелательным зрителем, досмотреть и
дослушать до конца, похлопать в ладоши,
сказать спасибо «артистам».

43,44

Работа над
этюдами

«Каждому хочется
котенку помочь»

45,46 Слушание сказок,
беседы

«Лисичку заяц в дом
пустил, и вот на
улице один»

Театральная игра

«Ох, и хитрая лиса!

47,48

Поощрять участие детей в театрально-игровой
деятельности. Формировать положительное
отношение к ней.
Познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и
петух»; формировать у детей достаточно
необходимый запас эмоций и впечатлений;
воспитывать дружеские, партнерские
воспоминания.
Учить детей рассказывать сказку с помощью

Потешка «Ай, туки», «Сова».
Песенка «Любимой маме».
Разыгрывание потешек.
Сочинение сказки «Петушок
наш не поет». Подвижная игра
«Сова».
Загадки. Отгадывание загадок.
Картинки-отгадки. Ряжение.
Имитационные упражнения
«Изобрази героя».
С.Я. Маршак «Сказка о глупом
мышонке». Элементы
костюмов к данному
произведению.
Рассказывание сказки «Почему
плакал котенок?» с
использованием настольного
театра. Беседа по содержанию
сказки. Подвижная игра
«Котята».
Рассказывание сказки вместе с
детьми. Беседа по содержанию.
Имитационные упражнения.
Игрушка котенок, игрушки
персонажи сказки.
Русская народная сказка «Лиса,
заяц и петух». Чтение сказки и
беседа по содержанию.
Русская народная сказка «Лиса,
18

Трудно её выгнать,
да!»

Март

49,50

Работа над
этюдами

51,52 Слушание сказок,
беседы

Апрель

воспитателя; воспитывать коммуникативные
навыки общения; учить сочетать речь с
пластическими движениями; побуждать
участию в театральной игре.

заяц и петух». Элементы
костюмов к данному
произведению.

«Дануся»

Поддерживать желание детей играть с
настольными куклами в коллективе. Побудить
малышей самостоятельно придумывать
движения, жесты в соответствии с
содержанием стихотворения, учить различать
основные эмоции и изображать их с помощью
мимики и движений.

«Потеряли котятки
по дороге перчатки»

Развивать интерес и бережное отношение к
игрушкам. Поддерживать желание слушать
сказку, отвечать на вопросы педагога.
Формировать умение мимикой, жестами,
движением передавать основные эмоции.
Развивать интерес к играм драматизациям.
Поощрять доброжелательное отношение друг к
другу. Побуждать детей активно включаться в
игру – драматизацию.
Побуждать детей играть куклами настольного
театра, помогая им в самостоятельной игровой
деятельности.
Развивать интерес детей к театрально-игровой
деятельности. Закреплять умение управлять
настольными куклами, участвующими в
диалоге. Поощрять стремление сопровождать
стихотворение самостоятельно придуманными
жестами.
Поддерживать желание слушать сказку,
отвечать на вопросы педагога. Формировать

«Дануся» (из польской
народной поэзии). «Три
веселых братца» (из немецкой
народной поэзии). Игрушки
настольного театра: кошка,
мышка, собака, гуси, кукла
Дануся. Разыгрывание сценки.
Имитационные упражнения.
С.Я. Маршак «Перчатки».
Чтение сказки. Беседа по
содержанию. Подвижная игра
«Грустный котик».

53,54

Работа над
этюдами

«Отыскали
перчатки, вот
спасибо, котятки!»

55,56

Пальчиковые
игры

57,58

Кукольный театр

Самостоятельная
игровая
деятельность
«Вся мохнатенька»

59,60

Театральная игра

«Уточка и дудочка»

Отгадывание загадок.
Мимические этюды.
Драматизация сказки С.Я.
Маршака «Перчатки».
Куклы пальчикового театра, на
фланелеграфе. Репертуар по
желанию детей.
Песенки: «Ой ты, заюшкапострел, «Как у нашего
соседа», «Заяц Егорка».

В. Драгунский «Уточка и
дудочка». Маски с
19

Май

61,62

Пальчиковые
игры

«Чудесный
мешочек»

63,64

Пальчиковые
игры

65,66

Плоскостной
театр

Самостоятельная
игровая
деятельность
«Стоит в поле
теремок»

67,68

Плоскостной
театр

«Кто в теремочке
живет»

69,70

Театральная игра

«В тесноте, да не в
обиде»

71,72

Работа над
этюдами

«Два веселых гуся»

умение мимикой, жестами, движением
передавать основные эмоции. Поощрять
готовность детей участвовать в театральной
деятельности.
Закреплять умение управлять настольными
куклами, участвующими в диалоге. Развивать
мелкую моторику рук. Формировать умение
мимикой, жестами, движением передавать
основные эмоции.
Побуждать детей играть куклами настольного
театра, помогая им в самостоятельной игровой
деятельности.
Поддерживать желание слушать сказку,
отвечать на вопросы педагога. Формировать
умение мимикой, жестами, движением
передавать основные эмоции.
Закреплять умение управлять настольными
куклами, участвующими в диалоге. Развивать
мелкую моторику рук. Формировать умение
мимикой, жестами, движением передавать
основные эмоции.
Поддерживать желание слушать сказку,
отвечать на вопросы педагога. Поощрять
участие детей в театрально-игровой
деятельности.
Развивать память физических ощущений; учить
интонационно-выразительно проговаривать
фразы; воспитать бережное отношение к
окружающему миру; развивать пантомические
навыки.

изображением персонажей
сказки
Потешки: «Чики, чики, кички»,
«Пальчик-мальчик», «Леньпотягота», «Идет лисичка по
мосту». Игрушки птички.
Имитационные упражнения.
Пальчиковая игра. Шапочки
лисы, двух медведей, ежа, кота.
Куклы пальчикового театра, на
фланелеграфе. Репертуар по
желанию детей.
Русская народная сказка
«Теремок». Настольный театр.
Беседа по содержанию сказки.
Мимические этюды.
Русская народная сказка
«Теремок». Рассказывание
сказки вместе с детьми.
Настольный театр.
Имитационные упр-я.
Русская народная сказка
«Теремок». Герои персонажи
настольного театра.
Отгадывание загадок. Маскишапочки. Разыгрывание сказки.
Прослушивание фонограммы
песни «Два веселых гуся».
Разыгрывание движений к
тексту песни.
20

2.5.1. Учебно - тематический план второго года обучение ( для детей 3-4 лет)

Месяц

№

Раздел

Тема занятий

Цель

Сентябрь

1,2

Беседы

«Давайте
познакомимся»

Формировать у детей живой интерес к
театрализованной игре, желание участвовать в
общем действии и использовать все
окружающее пространство; побуждать детей к
активному общению, развивать речь и умение
строить диалог.
Воспитывать внимание, развивать фантазию и
воображение
детей.
Поощрять
доброжелательное отношение друг к другу.
Вызывать эмоциональный отклик и желание
двигаться под музыку.
Обогащать детей яркими впечатлениями,
создавая радостное настроение.
Стимулировать эмоциональное восприятие
детьми театрализованной игры и активное
участие в ней; развивать двигательную
активность детей.

3

Этюды

Этюды на
выразительность
жеста: «Тише»,
«Иди ко мне»,
«Уходи»;

4

Театральная игра

«Для деда, для бабы
курочка Ряба яичко
снесла золотое»

5

Пальчиковые
игры

«Чудесный
мешочек»

Закреплять умение управлять настольными
куклами, участвующими в диалоге. Развивать
мелкую моторику рук. Формировать умение
мимикой, жестами, движением передавать
основные эмоции.

Содержание деятельности,
необходимое оборудование
Знакомство с театральным
оборудованием

Играем в театр

Рассказ и показ сказки
«Курочка Ряба», беседа по
содержанию сказки. Русская
народная сказка «Курочка
Ряба».
Потешки: «Чики, чики, кички»,
«Пальчик-мальчик», «Леньпотягота», «Идет лисичка по
мосту». Игрушки птички.
Имитационные упражнения.
21

Октябрь

6

Театр Рукавичка

«Мы не просто
ребятки, а ребятки –
цыплятки»

7,8

Театральная игра

«Курочка Ряба»
(Игра –
драматизация)

9,10

Плоскостной
театр

«Цыпленок»

11,12

Кукольный театр

«Маша и медведь»

13,14

Беседы

15,16

Театральная игра

«Забыла девочка
котенка покормить,
не мог он
вспомнить, как
покушать
попросить»
«Игровая викторина

Пальчиковая игра. Шапочки
лисы, двух медведей, ежа, кота.
Развивать интерес к сценическому искусству.
Пересказ сказки с
Учить строить диалог.
использованием перчаточного
Познакомить детей с приемами кукловождения театра. Подвижная игра
пальчикового театра, настольного театра «Курочка и цыплята». Русская
конусной игрушки.
Воспитывать умение народная сказка «Курочка
Ряба».
следить за развитием действия в сказке.
Развивать интерес играм драматизациям, Разыгрывание русской
поддерживать бодрое, радостное настроение. народной сказки «Курочка
Поощрять доброжелательное отношение друг к Ряба». Элементы костюмов:
курочка – шапочка, дед –
другу. Воспитывать внимание, развивать
шляпа, баба – платок, мышка –
фантазию и воображение детей.
шапочка с ушами. Русская
Развивать умение детей быть
доброжелательным зрителем, досмотреть и
дослушать до конца, похлопать в ладоши,
сказать спасибо «артистам».
Вызвать интерес и желание играть с
музыкальными игрушками; побуждать детей
импровизировать простейшие танцевальные
движения. Вырабатывать умение следить за
развитием действия в кукольном спектакле.
Учить отождествлять себя с театральным
персонажем; развивать внимательность; учить
сочетать движения и речь.

Развивать имитационные навыки; развивать

народная сказка «Курочка
Ряба».
К.Чуковский «Цыпленок».
Картинки для фланелеграфа.
Русская народная сказка «Маша
и медведь». Настольный
кукольный театр.
Беседа по потешкам, их
разыгрывание. Пляска с
игрушками.
Мягкая игрушка – котенок,
игрушки.
А.Барто «Игрушки»,
22

по стихам А. Барто»

Ноябрь

Декабрь

фантазию, эмоциональную память;
воспитывать дружелюбные отношения в игре;
продолжать работу над интонационной
выразительностью речи детей и их умение
имитировать движения персонажей
театрального действия.
Поощрять доброжелательное отношение друг к
другу. Вызывать эмоциональный отклик и
желание двигаться под музыку.
Развивать интерес и бережное отношение к
игрушкам. Продолжать знакомить детей с
приемами вождения настольных кукол.
Формировать умение следить за развитием
действия в кукольном спектакле.
Развивать интерес к играм драматизациям.
Побуждать детей активно включаться в игру –
драматизацию.

17,18

Кукольный театр

«Выросла репка
большая –
пребольшая»

19,20

Театральная игра

«К дедушке все
прибегали, тянуть
репку помогали»

21,22

Беседы

23,24

Работа над
этюдами

«Основы
театральной
культуры»
«Желтый маленький
комочек,
любопытный оченьочень»

Развивать интерес к сценическому искусству.
Знакомить детей с видами театрального
искусства (кукольный театр).
Развивать способность детей понимать
состояние другого человека и уметь адекватно
выразить свое. Поощрять участие детей в
театрально-игровой деятельности.

25,26

Работа над
этюдами

«Быстро времечко
пройдёт, и
Цыпленок
подрастет»

Продолжать учить слушать сказки, развивать
ассоциативное мышление; развивать
исполнительское умение через подражание
повадкам животных, их движениям и голосу;

прибаутки: «Сорока-сорока»,
«Как у нашего-то Вани».
Драматизация стихов А.Барто
«Игрушки», прибауток.

Русская народная сказка
«Репка». Разыгрывание
спектакля «Репка».
Русская народная сказка
«Репка». Разыгрывание русской
народной сказки «Репка».
Элементы костюмов.
Словесные игры «Давайте
познакомимся»;
«Мы пришли в театр»
К.Чуковский «Цыпленок».
Отгадывание загадки.
Имитационные упражнения.
Знакомство со сказкой
К.Чуковского «Цыпленок».
Подвижная игра «курочкахохлатка».
К.Чуковский «Цыпленок».
Рассказывание сказки
К.Чуковского «Цыпленок»
вместе с детьми. Беседа по
23

Январь

воспитывать любовь к животным и желание
ими любоваться.
Развивать способность детей понимать
состояние другого человека и уметь адекватно
выразить свое. Поощрять участие детей в
театрально-игровой деятельности. Развивать
речь.
Продолжать учить детей импровизировать под
музыку; развивать фантазию, ассоциативное
мышление; формировать эстетическое
восприятие природы; развивать память
физических ощущений.
Побуждать детей играть куклами настольного
театра, помогая им в самостоятельной игровой
деятельности.
Продолжать работу по обучению детей
приемам кукловождения (настольный театр).
Познакомить ребят со сказкой «У Снегурки
Новый год», разыграть с ними спектакль.
Побудить малышей принять участие в
хороводе.
Поощрять участие детей в театрально-игровой
деятельности. Формировать умение
движениями разыграть потешку. Побудить
сочинять сказки с помощью педагога и
разыгрывать их с куклами.

27,28

Театральная игра

«Волшебный
сундучок»

29,30

Работа над
этюдами

« Встали детки в
кружок –
закружились как
снежок»

31,32

Пальчиковые
игры

33,34

Театральная игра

Самостоятельная
игровая
деятельность
«У Снегурки Новый
год» (Игра –
драматизация)

35,36

Театр картинок

«Петушок наш не
поет»

37,38

Работа над
этюдами

«Угадай-ка»

Развивать способность детей понимать
состояние другого человека и уметь адекватно
выразить свое. Развивать речь.

39,40

Театральная игра

«Сказочка о глупом
мышонке»

Побуждать детей к активному участию в
театральной игре; учить четко, проговаривать

содержанию. Имитационные
упражнения.
Отгадывание загадок. Ряжение.
Имитационные упражнения
«Изобрази героя».
Репертуар по желанию детей

Куклы пальчикового театра по
желанию детей
Потешки: «Я серый волк», «Кто
у нас хороший?». Игрушка –
волк. Шапочки-маски
персонажей «У Снегурки
Новый год».
Потешка «Ай, туки», «Сова».
Песенка «Любимой маме».
Разыгрывание потешек.
Сочинение сказки «Петушок
наш не поет». Подвижная игра
«Сова».
Загадки. Отгадывание загадок.
Картинки-отгадки. Ряжение.
Имитационные упражнения
«Изобрази героя».
С.Я. Маршак «Сказка о глупом
мышонке». Элементы
24

Февраль

Март

41,42

Плоскостной
театр

«Почему плакал
котенок?»

43,44

Работа над
этюдами

«Каждому хочется
котенку помочь»

45,46 Слушание сказок,
беседы

«Лисичку заяц в дом
пустил, и вот на
улице один»

47,48

Театральная игра

«Ох, и хитрая лиса!
Трудно её выгнать,
да!»

49

Работа над
этюдами

«Колыбельная для
мишки», «Пляска
куклы»

слова, сочетая движение и речь; учить
эмоционально, воспринимать сказку,
внимательно относиться к образному слову и
фразы из текста.
Развивать умение детей быть
доброжелательным зрителем, досмотреть и
дослушать до конца, похлопать в ладоши,
сказать спасибо «артистам».
Поощрять участие детей в театрально-игровой
деятельности. Формировать положительное
отношение к ней. Привлекать детей к
рассказыванию сказок, чтению потешек,
стихов.
Познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и
петух»; формировать у детей достаточно
необходимый запас эмоций и впечатлений;
воспитывать дружеские, партнерские
воспоминания.
Учить детей рассказывать сказку с помощью
воспитателя; воспитывать коммуникативные
навыки общения; учить сочетать речь с
пластическими движениями; побуждать
участию в театральной игре.
Поддерживать желание детей играть с
настольными куклами в коллективе. Побудить
малышей самостоятельно придумывать
движения, жесты в соответствии с
содержанием стихотворения, учить различать
основные эмоции и изображать их с помощью

костюмов к данному
произведению.
Рассказывание сказки «Почему
плакал котенок?» с
использованием настольного
театра. Беседа по содержанию
сказки. Подвижная игра
«Котята».
Рассказывание сказки вместе с
детьми. Беседа по содержанию.
Имитационные упражнения.
Игрушка котенок, игрушки
персонажи сказки.
Русская народная сказка «Лиса,
заяц и петух». Чтение сказки и
беседа по содержанию.
Русская народная сказка «Лиса,
заяц и петух». Элементы
костюмов к данному
произведению.
Песенки: «Колыбельная для
мишки», «Пляска куклы»
Игрушки настольного театра:
мишка, кукла. Разыгрывание
сценки. Имитационные
упражнения.
25

50

Театральная игра

51,52 Слушание сказок,
беседы

Апрель

«Колобок», русская
сказка.

«Потеряли котятки
по дороге перчатки»

53,54

Работа над
этюдами

«Отыскали
перчатки, вот
спасибо, котятки!»

55,56

Пальчиковые
игры

57,58

Кукольный театр

Самостоятельная
игровая
деятельность
«Вся мохнатенька»

59,60

Театральная игра

«Уточка и дудочка»

61,62

Пальчиковые
игры

«Чудесный
мешочек»

мимики и движений.
Учить детей рассказывать сказку с помощью
воспитателя; воспитывать коммуникативные
навыки общения; учить сочетать речь с
пластическими движениями; побуждать
участию в театральной игре.
Развивать интерес и бережное отношение к
игрушкам. Поддерживать желание слушать
сказку, отвечать на вопросы педагога.
Формировать умение мимикой, жестами,
движением передавать основные эмоции.
Развивать интерес к играм драматизациям.
Поощрять доброжелательное отношение друг к
другу. Побуждать детей активно включаться в
игру – драматизацию.
Побуждать детей играть куклами настольного
театра, помогая им в самостоятельной игровой
деятельности.
Развивать интерес детей к театрально-игровой
деятельности. Закреплять умение управлять
настольными куклами, участвующими в
диалоге. Поощрять стремление сопровождать
стихотворение самостоятельно придуманными
жестами.
Поддерживать желание слушать сказку,
отвечать на вопросы педагога. Формировать
умение мимикой, жестами, движением
передавать основные эмоции. Поощрять
готовность детей участвовать в театральной
деятельности.
Закреплять умение управлять настольными
куклами, участвующими в диалоге. Развивать

Русская народная сказка
«Колобок»,
Элементы костюмов к данному
произведению.
С.Я. Маршак «Перчатки».
Чтение сказки. Беседа по
содержанию. Подвижная игра
«Грустный котик».
Отгадывание загадок.
Мимические этюды.
Драматизация сказки С.Я.
Маршака «Перчатки».
Куклы пальчикового театра, на
фланелеграфе. Репертуар по
желанию детей.
Песенки: «Ой ты, заюшкапострел, «Как у нашего
соседа», «Заяц Егорка».

В. Драгунский «Уточка и
дудочка». Маски с
изображением персонажей
сказки
Потешки: «Чики, чики, кички»,
«Пальчик-мальчик», «Лень26

мелкую моторику рук. Формировать умение
мимикой, жестами, движением передавать
основные эмоции.

Май

63,64

Пальчиковые
игры

65,66

Плоскостной
театр

Самостоятельная
игровая
деятельность
«Стоит в поле
теремок»

Побуждать детей играть куклами настольного
театра, помогая им в самостоятельной игровой
деятельности.
Поддерживать желание слушать сказку,
отвечать на вопросы педагога. Формировать
умение мимикой, жестами, движением
передавать основные эмоции.
Закреплять умение управлять настольными
куклами, участвующими в диалоге. Развивать
мелкую моторику рук. Формировать умение
мимикой, жестами, движением передавать
основные эмоции.

67,68

Плоскостной
театр

«Кто в теремочке
живет»

69,70

Театральная игра

«В тесноте, да не в
обиде»

Поддерживать желание слушать сказку,
отвечать на вопросы педагога. Поощрять
участие детей в театрально-игровой
деятельности.

71,72

Работа над
этюдами

«Два веселых гуся»

Развивать память физических ощущений; учить
интонационно-выразительно проговаривать
фразы; воспитать бережное отношение к
окружающему миру; развивать пантомические
навыки.

потягота», «Идет лисичка по
мосту». Игрушки птички.
Имитационные упражнения.
Пальчиковая игра. Шапочки
лисы, двух медведей, ежа, кота.
Куклы пальчикового театра, на
фланелеграфе. Репертуар по
желанию детей.
Русская народная сказка
«Теремок». Настольный театр.
Беседа по содержанию сказки.
Мимические этюды.
Русская народная сказка
«Теремок». Рассказывание
сказки вместе с детьми.
Настольный театр.
Имитационные упр-я.
Русская народная сказка
«Теремок». Герои персонажи
настольного театра.
Отгадывание загадок. Маскишапочки. Разыгрывание сказки.
Прослушивание фонограммы
песни «Два веселых гуся».
Разыгрывание движений к
тексту песни.

27

III.Организационный раздел Программы
3.1. Организация жизнедеятельности детей
Возраст детей: 2-4 года
Сроки реализации программы: с 01.09.2022 по 31.05.2023 г.
Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в зале и на спортивной площадке.
Продолжительность занятий для учащихся:
- от 2 до 3-х лет - не более 10 минут,
- от 3 до 4-х лет - не более 15 минут,
Объем недельной нагрузки - 2 занятия.
В месяц – 8 занятий;
Количество занятий в учебном году – 72.
Сентябрь и май – презентация итогов работы, фото-выставка.

3.2. Материально-техническое оснащение, оборудование
С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации
занятий и игровой деятельности детей:
 Групповая комната, оснащенная детской мебелью и местом для релаксации и отдыха





















1.Настольный театр игрушек.
2.Настольный театр картинок.
3.Стенд-книжка.
4.Фланелеграф.
5.Теневой театр.
6.Пальчиковый театр.
7.Театр Би-ба-бо.
8.Театр Петрушки.
9.Детские костюмы для спектаклей.
10.Взрослые костюмы для спектаклей.
11.Элементы костюмов для детей и взрослых.
12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
13.Ширма для кукольного театра.
14.Музыкальный центр, видеоаппаратура
15.Медиотека (аудио- и CD диски).
16.Декорации к спектаклям
17. Иллюстрации
18. Народные игрушки
19. Методическая литература
20. Детская художественная литература.

28

3.3. Режим работы
Дни недели

1 младшая группа (2-3 года)

Понедельник
Вторник

16.40-16.50

Среда
Четверг

2 младшая группа (3-4 года)
16.40-16.55

16.40-16.55
16.40-16.50

Пятница

29

IV. Список литературы
1. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и
школьного возраста. М.,2003.
2. Куцакова Л.В., Мерзляков С.И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого,
образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно –
творческого. М.,2003.
3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль,
2002.
4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М., 2002.
5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
6. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль,
2002.
7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
8. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.
М.,2000.
9. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001. 10. Праздник каждый день. (Сценарии, пьесы,
инсценировки, развлечения для детских садов). Ростов н\Д., 2002.
10. Ярославцева И.Б. «Кукольный театр для малышей» М.: 2021 г.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 37-46-71

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».