Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Программа предшкольной подготовки 6-7 лет

Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………….3
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы …………………………………4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы …………………..4
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики,
в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста ……………5
1.1.4. Планируемые результаты освоение детьми программы……………………9
1.2 Нормативная база………………………………………………………………..9
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития детей 5-7 лет в пяти образовательных областях……………………10
2.2 Содержание образовательной деятельности ….……………………………….11
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы………………………………………………………….13
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы ...…………………17
2.5 Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………..17
2.6. Перспективный план………………………………………………………………18
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация жизнедеятельности детей …………………………………………28
3.2 Материально-техническое оснащение, оборудование………………………….28
3.3 Режим работы……………………………………………………………………...28
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29
V. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..……….…

I.Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
Предшкольная подготовка призвана помочь будущим первоклассникам адаптироваться к
школьной среде, совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для восприятия
школьной программы, развитию коммуникативных навыков, создавая тем самым базу для
последующего освоения образовательных программ начальной школы. Предшкольная
подготовка детей 6 - 7 летнего возраста обусловлена государственным заказом и заказом
родителей. Для обеспечения равных стартовых возможностей, получения дошкольного
образования детьми из разных социальных групп и слоев населения в школе организовано
предшкольное образование. Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс
психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен,
разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять
требования педагога.
ФГОС дошкольного образования указывает, что одной из важных задач
является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, для развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром. Возникает необходимость организации предшкольной подготовки в
учреждениях дошкольного образования.
Содержание предшкольной подготовки выстраивается на основе ФГОС дошкольного
образования таким образом, чтобы дать возможность почувствовать ребенку школьную среду,
поиграть в школу, но при этом сохранить статус дошкольника. Развитие ребенка
подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободной смены вида
деятельности.
Образовательный процесс предшкольной подготовки опирается на возрастные и
индивидуальные особенности ребенка 6-7 лет и направлен на максимальное развитие
творческой активности обучающегося.
Структура программы и содержание занятий составлены таким образом, что охватывают
все стороны подготовки дошкольника к обучению, учитывая психические особенности детей
данного возраста.
В процессе занятий дети легче адаптируются в группе сверстников, объединены
совместной деятельностью, у них формируется чувство сплочённости, повышается уверенность
в своих силах, создаётся безопасное пространство для общения, условия для самовыражения.
На занятиях вводятся персонажи – герои сказок, которые являются проводниками между
взрослым и детьми, помогают скрыть обучающую задачу и способствуют раскрепощению и
созданию благоприятной психологической обстановки.
1.1.1. Цели и задачи Программы
Цели программы:
Целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов,
лежащих в основе успешного обучения в школе;
Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной,
мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Задачи программы:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к
обучению в школе .
Учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и
возможности детей;
Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;
Развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность
дошкольников;
Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок
универсальных учебных действий , познавательному, эмоциональному, нравственному
развитию ребёнка;

Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
Выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития
детей.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными
Федеральными государственными требованиями:
-- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики;
-- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей предшкольного возраста;
-- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
-- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках образовательного
процесса;
-- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми.
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше
представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и
развития личности ребенка.
a) Личностно ориентированные принципы


Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели
воспитания и развития детей предшкольного возраста.



Принцип развития. Основная задача – целостное развитие личности ребёнка и
готовность к дальнейшему развитию.



Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую
защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для
самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы


Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о
предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.



Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное,
холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг
меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и
осмысляю для себя.



Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.



Принцип ориентировочной функции знаний. Задача предшкольного образования –
помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен
использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.
Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа
деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и
принимаемой ими.



Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в
мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами
такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно ориентированные принципы


Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия,
узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в
процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у
детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения
интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.



Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что
того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться
на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое),
самостоятельное, «житейское» развитие.



Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить
творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и
поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и
проблемных ситуаций.
Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

1) формирование произвольного поведения;
2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого
человека);
4) мотивационная готовность.
Программа построена на ряде дидактических принципов.
Работа с детьми старшей группы строится по принципу:
«Начиная с простого, постепенно усложняем материал». Главное – это заинтересовать
детей, провести игру-занятие так, чтобы дети ждали новых встреч, новых знакомств. Знания
даются поэтапно, в определенной последовательности, с закреплением предыдущего материала.
Дети учатся пропевать звуки (песенки «Язычка»), правильно их артикулировать, учатся
слышать звуки, выделять их в словах, узнавать, соотносить их с буквой, складывать
простейшие слоги (буквы «ходят» друг к другу в гости). Именно сказочная, фантастическая
форма подачи знаний о звуках сможет оставить в памяти детей неизгладимый след, а
эмоционально воспринятые образы звуков будут легко и непринужденно восстанавливаться из
глубины памяти в процессе будущего обучения детей как в саду, так и в школе.
В старшем возрасте главенствующими становятся следующие принципы обучения:
• принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том, что овладеть
каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т.е.
научиться говорить - говоря, слушать - слушая, читать - читая, писать - выполняя письменные
задания;
 принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо
одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем
все остальные аспекты и виды деятельности;
 принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого
отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии,
построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого
отдельного языкового и речевого навыка;

принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;

принцип игровой основы обучения.

Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на
принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного
принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной
возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и
подключению личности к этим процессам.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает
совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно
воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух,
совершенствуется грамматический строй речи. У детей седьмого года жизни продолжает
развиваться внимание, оно становится произвольным.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики развития детей дошкольного возраста.
Программа отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления.
Дети 6-7 лет учатся вслушиваться в звуки, учатся их различать, сравнивать, узнавать в игровой
сказочной форме, представляя звуки фантастическими персонажами.
Данная программа представляет собой единый систематический цикл обучению детей на
протяжении двух лет.
Программа состоит из следующих разделов:
- «Грамотейка»
- «Веселая математика»
Особенностью программы является взаимосвязь всех разделов, поэтому их выделяют
достаточно условно. Особенностью интегрированного обучения является то, что реализация
основных задач идет на разном материале с варьированием предлагаемых программой средств
обучения
Большая роль отводится развитию умений звукового и слогового анализа, сопоставление
звуков по их артикуляторным и акустическим признакам. Дети углубленно знакомятся с
понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие, шипящие и свистящие.
Происходит поэтапная работа над каждым звуком, она строится следующим образом:
➢
выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;
➢
выделение звука в звуковом ряду, в слогах и словах, установление количества
повторяющихся звуков;
➢
определение положения звука в слове (в начале, в середине и в конце);
➢
сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;
➢
сравнение слогов, а затем слов по звуковому (и слоговому) составу;
➢
изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью
перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;
➢
образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых
фрагментов из других слов;
➢
знакомство с буквой;
➢
формирование опыта чтения слогов.
Особенности развития детей шестого года жизни
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков.
Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые
недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной
выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен
регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на
празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений
слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными,
обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам,
спортивный клуб и т.д.);
глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий,
прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к
профессиональной деятельности.

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых
сделаны предметы (бумажный, деревянный и т.д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые
существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать
орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила
речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и
повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение
к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в
том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с
историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему
доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями
способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их
профессии.
В старшем дошкольном возрасте при грамотной организации образовательного процесса
дети овладевают умением относить единицу не только к отдельному предмету, но и к группе
предметов. Это является основой для понимания десятичной системы исчисления.
Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду
формируется у детей дошкольного возраста под влиянием счета и измерения.
При овладении измерением дети пользуются подсчетом условных мерок, дают
количественную характеристику величине. Это углубляет и расширяет представление о числе,
раскрывает отношение «часть и целое». При специально организованных образовательных
ситуациях приходит умение составлять и решать арифметические задачи. Это играет большую
роль в развитии логического мышления и начальных представлений о математических методах
исследования реального мира.
Однако без специальной работы дети воспринимают арифметические задачи как рассказ
или загадку, не осознают структуру задачи (условие, вопрос), не понимают взаимосвязи
числовых данных, смысла вопроса. В старшем дошкольном возрасте дети учатся определять
форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных
предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур.
На шестом году дети могут дифференцировать разные параметры величины предметов,
понимают трехмерность пространства. Развивается глазомер в процессе сравнения размеров
предметов: на глаз, способами приложения и наложения, при помощи мерки, измерения.
Практическая и игровая деятельность детей, хозяйственная деятельность взрослых являются
основой для ознакомления дошкольников с простейшими способами измерения.
Складываются благоприятные условия для обучения измерению: развитие сенсорики,
развитие мелкой моторики, координация движений, согласование движений и слов, владение
понятием величины и необходимыми терминами, владение счетом, понимание отношения
«часть и целое».
Особенности развития детей седьмого года жизни
В
этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным
результатом которого является готовность к систематическому обучению.
К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по
улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.
Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и
близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие.
Неумение различать пары звуков по глухости – звонкости свидетельствует чаще всего о
недостатках физического слуха.
Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из
слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без
участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.
Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету,
тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым
развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в
разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в
употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений
(ехать-ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки,
характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как
являются объективно трудными для усвоения формами.
На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и
сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке,
пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном
мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.
В старшем дошкольном возрасте при грамотной организации образовательного процесса
дети овладевают умением относить единицу не только к отдельному предмету, но и к группе
предметов. Это является основой для понимания десятичной системы исчисления.
Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду
формируется у детей дошкольного возраста под влиянием счета и измерения.
При овладении измерением дети пользуются подсчетом условных мерок, дают
количественную характеристику величине. Это углубляет и расширяет представление о числе,
раскрывает отношение «часть и целое». При специально организованных образовательных
ситуациях приходит умение составлять и решать арифметические задачи. Это играет большую
роль в развитии логического мышления и начальных представлений о математических методах
исследования реального мира.
Однако без специальной работы дети воспринимают арифметические задачи как рассказ
или загадку, не осознают структуру задачи (условие, вопрос), не понимают взаимосвязи
числовых данных, смысла вопроса. В старшем дошкольном возрасте дети учатся определять
форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных
предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур. Дети могут
дифференцировать разные параметры величины предметов, понимают трехмерность
пространства. Развивается глазомер в процессе сравнения размеров предметов: на глаз,
способами приложения и наложения, при помощи мерки, измерения.
Практическая и игровая деятельность детей, хозяйственная деятельность взрослых
являются основой для ознакомления дошкольников с простейшими способами измерения.
Складываются благоприятные условия для обучения измерению: развитие сенсорики,
развитие мелкой моторики, координация движений, согласование движений и слов, владение
понятием величины и необходимыми терминами, владение счетом, понимание отношения
«часть и целое».
1.1.4. Планируемые результаты освоения Программы, конкретизирующие
требования Стандарта к целевым ориентирам , с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей
Целенаправленная работа по данной Программе позволяет достичь следующих результатов:
Подготовительная группа (6-7 лет)
По окончанию обучения дети овладевают знаниями и умениями:
-

Дифференциация понятий «звук» и «буква».
Соотнесение букв и звуков.
Слышит звук, выделяет его в начале, в средине и в конце слова
Различает гласные и согласные звуки
Различает твердые, мягкие звуки
Владеет звуко-буквенным анализом слов
Работает по трем единицам речи: звуку, слову, предложению
Правильно артикулирует звуки
Складывает слоги
Складывает слоги в простейшие слова
Проявляет любовь и интерес к чтению, родному языку.

-

-

умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа,
обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр,
печатая их в клетках;
умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка;
умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или
нескольких единиц;
умеет пользоваться линейкой для измерения длины;
умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с
помощью плана;
умеет в простейших случаях пользоваться часами.

1.2. Нормативная база
Данная программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативноправовых документов:
o Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря
2012 года с изменениями.
o Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196" Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
o Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
o Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. № 1441 «Об утверждении правил
оказания платных образовательных услуг»
o Приказом Министерства образования и науки России №1155 от 17.10.2013№1155 «Об
утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
o Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16
“Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
o Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года
N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
o Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «О
утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития детей 6 -7 лет в пяти образовательных областях - социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие.
Таблица 1.
Образовательная Описание
область
образовательных
областей
Речевое развитие ознакомление детей со
словом
вычленение слова как

Интеграция области с другими
образовательными областями
Физическое развитие: Развитие связной
речи (диалогической, монологической
форм речи) при организации и проведении

Познавательное
развитие
(ФЭМП)

самостоятельной
смысловой единицы из
потока речи;
ознакомление с
предложением
выделение его как
смысловой единицы из
речи;
ознакомление со
словесным составом
предложения — деление
предложения на слова и
составление из слов (2—
4) предложений;
ознакомление со
слоговым строением
слова членение слов (из
2—3 слогов) на части и
составление слов из
слогов;
ознакомление со
звуковым строением
слов, формирование
навыков звукового
анализа слов: определение
количества,
последовательности
звуков (фонем) и
составление слов с
определенными звуками,
понимание
смыслоразличительной
роли фонемы.
Формирование интереса и
потребности в чтении.
Использование
художественных
произведений для
развития связной речи
детей, умения составлять
связный рассказ по
прочитанному
произведению; различать
виды устного народного
творчества.
Обогащение словарного
запаса.

подвижных игр, физминуток, обогащение
словарного запаса.
Художественно-эстетическое развитие:
Обогащение словарного запаса, знание
названий
средств
художественной
выразительности,
умение
составлять
рассказ по картине художников.
Развитие
свободного
общения
со
взрослыми и детьми в области музыки;
развитие
монологической
речи,
способствующей
сольному
пению;
развитие артикуляционного аппарата;
развитие всех компонентов устной речи в
театрализованной деятельности.
Познавательное развитие: Развитие
связной речи, умения составлять
описательный рассказ о предмете, его
качествах и свойствах, его месте в
экосистеме; повествовательный рассказ из
личного опыта, рассуждение;
формирование целостной картины мира,
расширение кругозора. Обогащение
словарного запаса.
Социально-коммуникативное развитие:
Реализация партнерского взаимодействия
«взрослый – ребенок», развитие
диалогической речи дошкольников,
развитие свободного общения со
взрослыми и детьми с соблюдением
общепринятых норм и правил поведения.
Развитие связной речи, умения составлять
связный рассказ о трудовой деятельности,
последовательности выполнения трудовых
поручений, название инструментов.
Обогащение словарного запаса.

Формировать активное
отношение к собственной
математическо познавательной
деятельности.
• Развивать умение
обобщать, сравнивать,
выявлять и устанавливать
простейшие

Физическое развитие:
1. Активизация мышления детей (через
самостоятельный выбор игры,
оборудования, пересчёт мячей и пр.)
2. Специальные упражнения на
ориентировку в пространстве
3. Подвижные игры и упражнения,
закрепляющие знания об окружающем
(имитация движений животных, труда

закономерности, связи и
отношения.
• Создать условия для
проявления детской
активности в
математических
проблемно – поисковых
ситуациях.
• Развивать потребность в
интеллектуальном
общении.
Количество и счет.

взрослых)
4. Построение конструкций для
подвижных игр и упражнений (из мягких
блоков, спортивного оборудования)
5. Просмотр и обсуждение познавательных
книг, фильмов о спорте, спортсменах,
здоровом образе жизни
6. Участие детей в расстановке и уборке
физкультурного инвентаря и
оборудования
7. Развитие познавательноисследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности.
Величина.
8. Формирование элементарно
математических представлений;
Форма.
9. Формирование целостной картины
Ориентировка
в мира, расширение кругозора детей.
пространстве.
Художественно-эстетическое развитие:
Учить ориентироваться Поддерживать творческое отражение
результатов познания в продуктах детской
на листе бумаги (
деятельности.
Ориентировка
во Развивать зрительно-пространственную
времени.
ориентировку.
Развивать самостоятельность и
творчество.
На музыкальных занятиях использовать
музыкально-дидактические игры на
развитие чувства ритма, которые
способствуют развитию и закреплению
некоторых математических определений.
Социально-коммуникативное развитие:
Все занятия выстраивать в игровой
форме, с использованием различных
дидактических игр и упражнений.
Проводить игры математического
содержания «Попади в круг», «Найди себе
пару», «Классы», «Сделай фигуру»,
«эстафеты парами», «Чья команда
забросит больше мячей в корзину».
Создавать условия, способствующие:
Развитию общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками.
Становлению самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции
собственных действий.
Развитию социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания.
Формированию готовности к совместной
деятельности.
Формированию позитивных установок к
различным видам труда и творчества.
Формированию основ безопасности в
быту, социуме, природе.
Речевое развитие
Развивать связную речь, умение
составлять описательный рассказ о

предмете, его качествах и свойствах, его
месте в экосистеме; повествовательный
рассказ из личного опыта, рассуждение;
формировать целостную картину мира,
расширять кругозор.
2.2 Содержание образовательной деятельности
Особенности программы
Работа по программе строится по принципу дидактики (от простого к сложному). Методы
обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и
включают в себя наглядность и различные формы игрового взаимодействия.
2.2.1. Содержание раздела «Развитее речи и подготовка к обучению грамоте»
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять
развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и
готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи работы по развитию речи с детьми 6–7 лет:
1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Основное содержание
№
Основные разделы курса подготовки к обучению чтению и письму
1

2

Развитие речи
Беседа по картинке:
*совершенствование общих речевых навыков;
*составление описательного рассказа.
Составление рассказа по плану.
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий,
объяснение их значений.
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому
дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Образование существительных, обозначающих род деятельности,
образование сложных слов.
Подбор обобщающих слов к группе предметов
Диалог, монолог, косвенная речь.
Знакомство с буквами.
Предложение и слово:
*членение речи на предложения;
*членение предложений на слова;
*членение слова на слоги с использованием графических схем
Слог и ударение:
*деление слов на слоги;
*определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы:
*представление о звуках;
*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;
*обводка и штриховка контуров;
*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их
соединений.
3

4

5

Художественная литература
Сказка:
*пересказ сказки;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту;
*придумывать необычный конец.
Рассказ:
*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту.
Развитие мелкой моторики
Упражнения для развития мелкой моторики. Виды штриховок. Работа с
трафаретом.
Упражнения для развития мелкой моторики. Штриховка . Рисование по
клеточкам
Упражнения для развития мелкой моторики. Раскрашивание картинок
Упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Упражнения для развития мелкой моторики. Музыка настроения.
Итоговое занятие

2.2.2. Содержание раздела «Веселая математика»
Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к
математике и процессу обучения в целом. Задачи работы по развитию математических
способностей с детьми 6 –7 лет:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения,
о последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и
выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер
предмета.
4.Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5.Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6.Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Введение
Теория – математика как наука, для чего нужна математика, где мы используем математику.
Практика – игры и упражнения на выявление имеющихся у воспитанников ЗУН.
1. Признаки (свойства) предметов
Теория – понятия: размер (больше, меньше), форма (круглая, квадратная), цвет.
Практика – игры-упражнения на сравнение предметов по различным признакам (размер,
форма, цвет), используя приемы наложения и приложения. Игры-упражнения «Найди
предметы», «Выше - ниже», «Каждой машине свой гараж», «Мама и детёныш», «Короче –
длиннее», «Ведёрки для снеговиков».
2. Пространственные отношения
Теория – знакомство с понятиями: право, лево, впереди, сзади.
Практика – игры-упражнения на ориентировку в пространстве, выполнение заданий в прописях
«Раскрась машины, которые едет вправо», «Помоги водителю найти дорогу», «Раскрась
лыжника, который едет с левой стороны», «Раскрась предметы, которые находятся перед
ёлкой», «Кто где стоит», «Живые цифры», «Каждому числу своё место»,

3. Временные представления
Теория – знакомство с понятиями: утро, день, вечер, ночь, сутки, вчера, сегодня, завтра.
Практика – рассматривание картинок, иллюстраций, составление рассказов по ним.
Восстановление правильной последовательности чередования частей суток.
4. Количество и счет
Теория – понятия: число, цифры ( 1 – 10); соотнесение числа, цифры и количества предметов в
пределах 10; понятия равенство, неравенство.
Практика – счет предметов, звуков, движений в пределах 10; обозначение количества
предметов соответствующей цифрой; образование предыдущего и последующего числа
натурального ряда; получение большего числа из меньшего и меньшего из большего путем
добавления или убавления одного предмета; составление групп, содержащих определенное
количество предметов; счет предметов на слух, на ощупь, отсчет движений. Игры-упражнения
«Найди столько же», «Сосчитай геометрические фигуры», «Соедини картинку с карточкой»»,
«Соедини по порядку», «Раскрась столько предметов, сколько указывает цифра», «Найди
цифру», «Угости кукол конфетами», «Где больше?», «Сколько овощей выросло на грядках?».
5. Геометрические фигуры
Теория – понятия: круг, квадрат, треугольник.
Практика – игры-упражнения на узнавание, различение, нахождение отличительных
особенностей геометрических фигур; упражнения на группировку фигур по форме;
выкладывание контуров фигур из палочек, ниток и т. д. Игры-упражнения «Сосчитай фигуры»,
«На что похоже», «Найди лишнюю», «Найди пару», «Составь предмет», «Соедини предмет с
фигурой».
6. Логические игры и упражнения
Практика – выявление элементарных закономерностей между предметами или группами
предметов. Игры-упражнения «Когда это бывает?», «Кто спрятался?», «Продолжи ряд», «Найди
одинаковые рисунки», «Найди закономерность и дорисуй недостающие предметы», «Найди
сходства и отличия», «Заполни таблицу», «Что сначала, что потом».
7. Итоговая аттестация воспитанников.
Практика - игры и упражнения на определение уровня обученности по программе.
2.2.3. Общая схема организации занятия:
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что
поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть
такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (дети сначала
фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять
участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок
должен:
1. понимать, что от него требуется в игре;
2. определить, может он играть в эту игру или не может;
3. определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих
пособиях (тетрадях).
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей,
которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем…). Воспитатель
выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из
затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит
их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к
ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение.
Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая
фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит
самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том,
что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи:
1. что нового узнали;
2. где новое пригодится.
Во время занятия дети работают за столами 2–5 минут. Все остальное время предполагается
их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в
движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы
Способы и формы работы с детьми
- Различные игровые формы взаимодействия (дидактические, сюжетно-ролевые)
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
- Рисование
- Штриховка, обведение по контуру
- Конкурсы
Содержание программы представляет собой систему проведения специально
организованных занятий преимущественно комбинированного типа.
Программой предусмотрены диагностические занятия в начале курса и итоговые занятия
с присутствием и с участием родителей.
Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальногрупповая, фронтальная, работа по подгруппам.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а
педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Программа предусматривает систему увлекательных игр и упражнений со
звуками, буквами, словами, которые помогут гласные йотированные:_ я, ю, е, ё,
и; согласный: г, к, д, т, в, ф, з, с, б, п, х, ш, ж, ч, щ, ц, й, ь, ъ детям
сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную
задачу, овладеть навыками речевого общения, развивать мелкую моторику и
зрительно-двигательную координацию.
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова
- Здоровье сберегающие технологии
- Компьютерные технологии
- Использование мультимедийного оборудования на занятиях
- Личностно-ориентированное обучение
При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования:
необходимость получения реального результата обучения, определенного программой;

учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям;
желание посещать детский сад, а в будущем - школу.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим
требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению
поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально - психологического
климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и
возможностей детей старшего дошкольного возраста.
Это проявляется в следующем:
1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это
препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к
деятельности, интереса к ней, и как следствие этого успешности обучения.
2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка
является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и
методом обучения.
3. Следует создать условия для более разнообразного общения детей. Потребность к
общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой
деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для
обучения в школе.
4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и
учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти;
отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.
2.5 Взаимодействие с семьями воспитанников
При реализации программы используются следующие модели взаимодействия с
родителями:
1. Образовательная модель, ориентированная не только на формирование у
родителей позитивного отношения к дополнительному образованию, но и на их
активное участие в образовательном процессе.
В рамках этой модели предусмотрена следующие форма взаимодействия с
семьёй: занятия с родителями, предполагающие повышение их компетентности в
области индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка и в сфере
предлагаемых программой занятий.
Родители должны понять, чем дети занимаются, и в силу своих возможностей развивать и
поддерживать то, чему их учат.
Перспективный план работы с родителями

№
п/п

Сроки
проведения

Мероприятия

1

сентябрь

Анкетирование « Речевое развитие ребёнка»

2

октябрь

Консультация « Готовим детей к обучению грамоте»

3

октябрь

4

ноябрь

Консультация-практикум по обучению грамоте
«Развитие графомоторных навыков у детей»
Папка-передвижка «10 правил для родителей»

5
6

декабрь
январь

Буклет «Семейное чтение»
Мастер-класс «Путешествие по стране звуков и слов»;

7

февраль

Беседа « Определение гласных и согласных звуков. Их классификация»
Мастер-класс «Путешествие по стране Математика»

8
9
10

март
апрель
май

Буклет «Как учить звуко-буквенному анализу»
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей»
Итоговое открытое занятие старшая группа «Что мы знаем и умеем»;
подготовительная группа «Дорога в страну Знаний»

2.6. Перспективный план

Календарно-тематическое планирование раздела «Развитее речи и подготовка к обучению
грамоте»
№
п/п

Тема занятия

Элементы содержания

1

Произношение
звуков.
Чистоговорки.
Выделение
звуков на слух

2

Укрепление и
развитие
артикуляции.
Скороговорки

Звук. Произношение
звуков. Гласные звуки.
Чистоговорки. Подбор
слов, начинающихся и
оканчивающихся на
заданный звук Рисование
несложных графических
узоров в строке и
межстрочном
пространстве.
Правильное
произношение всех
звуков русского языка.
Согласные звуки. Работа
над артикуляцией,
скороговорками.
Выделение наиболее
часто повторяющихся
звуков в скороговорках.
Работа с трафаретом.

3

Использование
интонационны
х средств в
речи. Детские
потешки,
стихи

Детские потешки.
Особенности их
построения, названия.
Выразительное чтение
потешек, стихотворений.
Передача настроения в
интонации при чтении. ).
Выполнение штриховки

4

Разучивание и
составление
загадок

Особенности построения
загадок. Составление
загадок. Описывание
знакомых предметов, их
признаков.
Использование слов в
переносном и
иносказательном
значении. Выполнение

Характеристика
деятельности
обучающихся
Правильно, отчетливо
и ясно произносят
слова; выделяют звуки
на слух. Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу.
Выделяют в
скороговорках
наиболее часто
повторяющиеся звуки,
правильно произносят
звуки; быстро
произносят
скороговорки.
Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу.
Используют в речи
средства языковой
выразительности при
чтении стихотворений,
потешек. Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу.
Описывают знакомый
предмет, выделяют его
признаки; составляют
простые загадки по
описанию предмета.
Выполняют
письменные
упражнения под
руководством

Формируемые
УУД
Личностные:
формирование
положительного
отношения к
школьному
обучению;
адекватной
самооценки.
Познавательные:
анализ объектов с
целью выделения
признаков; синтез
как составление
целого из частей;
осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной форме.
Регулятивные:
сохранение
заданной цели;
осуществление
действия по
образцу и
заданному
правилу;
адекватное
понимание оценки
взрослого и
сверстника.
Коммуникативные
: эмоционально –
позитивное
отношение к
процессу
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками;
умение слушать
собеседника,
задавать вопросы

параллельной штриховки
5

Сказка.
Пересказ
сказок с
опорой на
иллюстрации

Сказка. Пересказ сказок с
опорой на иллюстрации,
выразительное
воспроизведение
диалогов действующих
лиц. Восстановление
событий сказки по
заданному началу.
Определение сказочного
героя по описанию его
внешних признаков.
Штриховка в разных
направлениях.

6

Театр.
Разыгрывание
сказок по
ролям

Диалог. Мимика, жесты.
Особенности театра.
Разыгрывание сказок по
ролям с использованием
всех средств языковой
выразительности.
Выполнение
графического диктанта

7

Деление слов
на слоги.
Ударение.

Деление слов на слоги..
Постановка ударения.
Выполнение
параллельной штриховки.

8

Деление
слогов на
звуки.

Деление слов на слоги.
Выполнение
графического диктанта

9

Звуки и буквы.

Определение понятий
«звуки» и «буквы»..
Выполнение
графического диктанта.

10

Гласные и
согласные
звуки.

Определение понятий
«гласные звуки»,
«согласные звуки».
Определение в словах
гласных и согласных
звуков.. Штриховка в
разных направлениях.

воспитателя по
готовому образцу.
Пересказывают сказки
с опорой на
иллюстрацию;
продолжают сказку по
заданному началу;
узнают сказочного
героя по описанию его
внешних признаков.
Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу
Передают характер,
манеры поведения
героев мимикой,
жестами,
интонационно.
Выполняют
графический диктант,
воспринимаемый на
слух.
Делят слова на слоги,
выделяют ударный
слог. Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу
Делят слова на слоги,
выделяют ударный
слог. Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу
Определяют понятия
«звуки» и «буквы».
Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу
Выделяют гласные и
согласные в словах.
Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу

11

Звуковая
структура.
Письмо
длинной линии
с петлёй внизу.

Знакомство с звуковой
структурой слова.
Определение количества
звуков в словах.
Выделение отдельных
звуков. Штриховка в
разных направлениях
Деление слов на слоги.
Выделение гласных и
согласных звуков.
Выполнение графических
узоров по образцу

12

Слогообразую
щая роль
гласных.

13

Составление
рассказов по
опорным
картинкам

14

Слогообразую
щая роль
гласных.

15

Ударные и
безударные
слоги, ударные
и безударные
гласные.

Определение ударных и
безударных слогов.
Определение ударных и
безударных гласных.
Выполнение
графического диктанта.

16

Составление
рассказов об
эпизодах из
жизни на
заданную тему

Составление рассказов с
использованием
разнообразных средств
выразительности. Работа
над словарем.
Выполнение
графического диктанта

17

Ударные и
безударные

Определение ударных и
безударных слогов.
Определение ударных и

Сочинение сюжетных
рассказов по картине, из
опыта, по игрушкам.
Построение рассказа в
соответствии со
структурой сюжетного
повествования:
экспозиция (обрисовка
действующих лиц,
времени, места действия),
завязка (причина
события), развитие
событий и кульминация,
развязка (окончание).
Штриховка в разных
направлениях.
Деление слов на слоги.
Выделение гласных и
согласных звуков
Выполнение графических
узоров по образцу.

Определяют
количество звуков в
словах. Выделение
отдельных звуков.
Выполняют штриховку
в разных направлениях.
Делят слова на слоги.
Выделеляют гласные и
согласные звуки.
Выполняют
графических узоров по
образцу.
Определяют и
воспроизводят логику
описательного
рассказа; сочиняют
сюжетные рассказы по
картинкам в
соответствии со
структурой
содержания.
Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу
Делят слова на слоги.
Выделяют гласные и
согласные звуки.
Выполняют
графических узоров по
образцу
Определяют ударные и
безударные слоги.
Определение ударные
и безударные гласные.
Выполняют
графический диктант.
Используют способы
установления речевых
контактов со
взрослыми и детьми
(обращаются по имени,
по имени и отчеству,
вежливо выражают
просьбу, извиняются,
говорят спокойным
тоном). Выполняют
графический диктант,
воспринимаемый на
слух.
Определяют ударные и
безударные слоги.
Определение ударные

слоги, ударные
и безударные
гласные.

безударных гласных.
Выполнение штриховки в
разных направлениях.

18

Слого звуковой
анализ слов.
Повторение
изученных
элементов.

Выполнение слого звукового анализа слов.
Решение ребусов. Письмо
изученных элементов.
Выполнение графических
узоров по образцу

19

Правильное
употребление
слов названий
предметов,
признаков,
действий;
объяснение их
значений.
Фрукты.
Овощи.
Элементы
букв.

Тренировка в правильном
употреблении слов названий предметов,
признаков, действий;
объяснение их значений.
Составление
словосочетаний,
предложение на тему
«Овощи, фрукты».
Выполнение
графического диктанта

20

Правильное
употребление
слов названий
предметов,
признаков,
действий;
объяснение их
значений.
Дикие и
домашние
животные
Элементы
букв.

Тренировка в правильном
употреблении слов названий предметов,
признаков, действий;
объяснение их значений.
Составление
словосочетаний,
предложение на тему
«Дикие и домашние
животные». Выполнение
графических узоров по
образцу

21

Составление
рассказов об
эпизодах из
жизни на

Составление рассказов с
использованием
разнообразных средств
выразительности. Работа
над словарем.

и безударные гласные.
Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу
Выполняют слого звуковой анализ слов.
Решают ребусы.
Выполнение
графических узоров по
образцу. Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу
Используют способы
установления речевых
контактов со
взрослыми и детьми
(обращаются по имени,
по имени и отчеству,
вежливо выражают
просьбу, извиняются,
говорят спокойным
тоном). Составляют
высказывания на
заданную речевую
тему. Выполняют
графический диктант,
воспринимаемый на
слух.
Используют способы
установления речевых
контактов со
взрослыми и детьми
(обращаются по имени,
по имени и отчеству,
вежливо выражают
просьбу, извиняются,
говорят спокойным
тоном). Составляют
высказывания на
заданную речевую
тему. Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу
Используют способы
установления речевых
контактов со
взрослыми и детьми
(обращаются по имени,

заданную тему

Выполнение
графического диктанта

22

Правильное
употребление
слов названий
предметов,
признаков,
действий;
объяснение их
значений.
Профессии
людей.
Элементы
букв.

Тренировка в правильном
употреблении слов названий предметов,
признаков, действий;
объяснение их значений.
Составление
словосочетаний,
предложение на тему
«Профессии людей».
Выполнение
графического диктанта

23

Правильное
употребление
слов названий
предметов,
признаков,
действий;
объяснение их
значений.
Школьные
принадлежнос
ти. Элементы
букв.

Тренировка в правильном
употреблении слов названий предметов,
признаков, действий;
объяснение их значений.
Составление
словосочетаний,
предложение на тему
«Школьные
принадлежности».
Выполнение графических
узоров по образцу

24

Обобщающее
занятие по
итогам работы
курса

Выполнение заданий
повторительного
характера по всем
разделам курса

по имени и отчеству,
вежливо выражают
просьбу, извиняются,
говорят спокойным
тоном). Выполняют
графический диктант,
воспринимаемый на
слух.
Используют способы
установления речевых
контактов со
взрослыми и детьми
(обращаются по имени,
по имени и отчеству,
вежливо выражают
просьбу, извиняются,
говорят спокойным
тоном). Составляют
высказывания на
заданную речевую
тему. Выполняют
графический диктант,
воспринимаемый на
слух
Используют способы
установления речевых
контактов со
взрослыми и детьми
(обращаются по имени,
по имени и отчеству,
вежливо выражают
просьбу, извиняются,
говорят спокойным
тоном). Составляют
высказывания на
заданную речевую
тему. Выполняют
письменные
упражнения под
руководством
воспитателя по
готовому образцу
Выполняют задания в
соответствии с
инструкцией
воспитателя, по
образцу и
самостоятельно

Календарно-тематическое планирование раздела «Веселая математика»
№
п/п

Тема занятия

Элементы
содержания

Характеристика
деятельности
обучающихся

Формируемые
УУД

1

Сравнение
предметов
(сюжетных
картинок)

2

Классификация
предметов

3

Расположение
на плоскости

4

Расположение в
пространстве

5

Названия чисел
по
порядку от 1 до
9.
Сравнение
чисел.
Распознавание
цифр

6

Названия чисел
по порядку от 1
до 9. Сравнение
чисел.
Распознавание
цифр
Простые
геометрические
фигуры:
треугольник,
прямоугольник,

7

Сравнение предметов
(групп) по цвету,
размеру, форме.
Нахождение общих и
различных признаков в
группе предметов.
Последовательность
выполнения действий
на примере сказок,
сюжетных картинок
Классификация
предметов по цвету,
размеру, форме.
Добавление своих
предметов в данную
группу по
определенным
признакам.
Определение
классификации
Расположение
предметов на
плоскости– понятия:
«вверху», «внизу»,
«справа», «слева»,
«выше», «ниже»,
«под», «над», «между»
Расположение
предметов в
пространстве –
понятия: «вверху»,
«внизу», «справа»,
«слева», «выше»,
«ниже», «под», «над»,
«между»
Числа от 1 до 9.
Количественные
отношения в
натуральном ряду
чисел в прямом и
обратном порядке.
Порядковый счет
предметов

Состав чисел до 9
единиц. Приемы
присчитывания и
отсчитывания по
одному, по два
Геометрические
фигуры, названия,
сравнение.
Классификация
геометрических фигур.

Применять доступные
способы познания:
сравнение, измерение,
классификацию – с
целью освоения
зависимостей между
предметами, числами;
строят простые
высказывания о
сущности выполненного
действия и т. д.;
определяют и отражать
в речи основания
группировки,
классификации, связи и
зависимости
полученных групп

Определяют свое
местоположение среди
объектов окружения,
смену направления
движения, изменение
отношений между
предметами

Выполняют
количественный и
порядковый счет
предметов; различают
цифры от 1 до 9; связи и
зависимости между
числами, отношения
чисел (меньше, больше
на 1, 2). Находят числа
«до» и «после»
названного
Различают цифры от 1
до 9; состав чисел из
единиц. Считают,
измеряют, сравнивают
числа, уравнивают
множества по числу
Самостоятельно
сравнивают
геометрические фигуры,
предметы по размеру,
форме; выделяют и

Личностные:
формирование
положительного
отношения к
школьному
обучению;
адекватной
самооценки.
Познавательные:
знаково –
символическое
моделирование;
анализ объектов с
целью выделения
признаков; синтез
как составление
целого из частей;
сравнение и
сопоставление;
осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной форме.
Регулятивные:
сохранение
заданной цели;
осуществление
действия по
образцу и
заданному
правилу; умение
видеть ошибку и
исправлять ее по
указанию
взрослого;
осуществление
контроля своей
деятельности по
результату;
адекватное
понимание оценки
взрослого и
сверстника.
Коммуникативны
е: эмоционально –
позитивное
отношение к
процессу
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками;
умение слушать
собеседника,
задавать вопросы

квадрат, круг

8

9

Названия чисел
по порядку от 1
до 9. Сравнение
чисел.
Распознавание
цифр
Логические
задания на
развитие
внимания,
воображения

10

Логические
игры и
упражнения

11

Обобщающее
занятие по
итогам работы
курса

Конструирование
заданных фигур с
использованием
геометрических фигур
Состав чисел до 9
единиц. Приемы
присчитывания и
отсчитывания по
одному, по два

сосчитывают вершины,
стороны

Различают цифры от 1
до 9; состав чисел из
единиц. Считают,
измеряют, сравнивают
числа, уравнивают
множества по числу
Последовательность
Зрительно
выполнения игровых
воспринимают и
практических действий понимают
с ориентировкой на
последовательность
символ. Обнаружение
действий, этапность и
логических связей
результат;
между
осуществляют действия
последовательными
в соответствии с
этапами какого-либо
воспринятой
действия
последовательностью,
объясняют
последовательность и
этапность выполнения
Решение заданий на
Зрительно
продолжение
воспринимают и
последовательностей.
понимают
Решение заданий на
последовательность
основе простейших
действий,
алгоритмов
обнаруживают
логические связи и
отражают их в речи
Выполнение заданий
Выполняют задания в
повторительного
соответствии с
характера по всем
инструкцией
разделам курса
воспитателя, по образцу
и самостоятельно

3.1 Организация жизнедеятельности детей
Организация работы по программе
Сроки реализации и режим занятий
Программа реализуется в течение одного года за рамками основной образовательной деятельности –
Режим занятий строятся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей группы
Занятия проводятся в группах до 15 человек и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие.
Рекомендации, необходимые для проведения занятий
 Добровольное участие детей.
 Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.
 Продолжительность занятия не более 25 минут.
 Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.
 Регулярность занятий 2 раза в неделю.
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещённость, проветривание, время проведения).
Кадровое обеспечение программы: занятия проводятся квалифицированным специалистом.

3.2. Материально-техническое оснащение, оборудование
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций
(компьютер, телевизор, DVD-проектор, и др.).
Для реализации программы необходимо:
Дидактические игры на развитие звуко - буквенного анализа, плакаты с буквами и алфавитом.
Магнитная азбука, касса букв и слогов , таблицы и схемы звуко – буквенного анализа, а также
разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, касса цифр, раздаточный
геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).
Детские книги из серий: «Читаем по слогам», «Азбука», книжки – раскраски из серии «Азбука»,
«Прописи для дошкольников», в том числе математические, «Рисование по точкам»,
«Штрихование».
Игры на составление плоскостных изображений предметов
Обучающие настольно-печатные игры по математике
Геометрические мозаики и головоломки
Занимательные книги по математике
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы
Простой карандаш; набор цветных карандаше
Линейка и шаблон с геометрическими фигурами
Счетный материал, счетные палочки.
Набор цифр  Геометрическая мозаика («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм»,
«Пифагор». «Колумбово яйцо»)
Головоломки: («Кубик-рубик», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
Цветные счетные палочки
Мозаика
Объемные геометрические фигуры
Шаблоны из геометрических фигур
Конструкторы
Раздаточный материал (цифры)
Цветная бумага
Цветные веревочки
Рабочие тетради по прорамме Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»
Линейка
Цветные, простые карандаши
Тетради в крупную клетку.

3.3 Режим работы
Возрастная группа
Подготовительная группа
(6-7 лет)

Дни недели
Среда
Пятница

Время проведения
16.45-17.15
16.45-17.15

Продолжительность учебного года:
Сентябрь - май
Количество недель в учебном году: 35 недель – 52,5 часов
Продолжительность учебной недели: 5 дней (понедельник-пятница)
Сроки проведения мониторинга качества образования: Ноябрь, май
Режим работы: 1,5 – 2 занятия в неделю
Сентябрь и май: диагностика в виде викторины.
Контрольно-проверочное мероприятие в виде викторины направленно на оценивание уровня
подготовленности детей к предстоящим нагрузкам в начале учебного года и на
количественную, качественную и теоретическую оценку результатов, достигнутых детьми к
концу учебного года.

Список литературы.
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. М., 1999.
2. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. МН:, 1996.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001.
4. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. М:, 2000
5. Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
6. Колесникова Е.В. Я составляю числа. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
7. Колесникова Е.В. Я уже считаю. Математика для детей 6-7 лет.
8. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь Е.В.Колесникова
9. Шевелев К. В. Парциальная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников» /— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 64 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 37-46-71

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».